VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экономические взаимоотношения между хозяйствующими субъектами в процессе оценки показателей рентабельности предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010822
Тема: Экономические взаимоотношения между хозяйствующими субъектами в процессе оценки показателей рентабельности предприятия
Содержание
      СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………...............................................................................8
1.1 Сущность, формы, принципы показателей рентабельности предприятия..8
1.2 Особенности оценки показателей рентабельности предприятия………...15
1.3 Выбор альтернативного алгоритма оценки показателей рентабельности предприятия………………………………………………………………….23
2. ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  ШЭС ФИЛИАЛА ПАО «СУЭНКО»…………………….....................................37
2.1 Расчет показателей рентабельности предприятия………………………...37
2.2 Анализ тенденций показателей рентабельности предприятия…………...41
3. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ШЭС ФИЛИАЛА ПАО «СУЭНКО»...54
3.1 Технология принятия управленческого решения на основе модели   оценки показателей рентабельности предприятия ……………………....54
3.2. Прогнозная оценка эффективности управленческого решения на основе модели оценки показателей рентабельности предприятия.………………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ………………………….…….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...81
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………….85



      
      
      

      ВВЕДЕНИЕ
      
      Актуальность темы. В условиях динамической среды, вопросы, связанные с оценкой показателей рентабельности приобретают острый характер. Однако, до сих пор мало исследованным остается ряд проблем, среди которых немаловажное значение и низкую степень проработанности имеют теоретические аспекты оценки показателей рентабельности предприятия. Во-первых, в экономической литературе не существует однозначного мнения среди экономистов по поводу определения показателей рентабельности. Во-вторых, в современных условиях необходимо исследовать особенности процесса оценки показателей рентабельности для организации бесперебойной работы предприятия. В-третьих, существующие на сегодняшний день методики оценки показателей рентабельности не всегда адекватны для конкретного предприятия, что требует разработки альтернативного алгоритма расчета соответствующих показателей.  В-четвертых, в настоящее время особенно важным представляется разработка управленческого решения на основе модели оценки показателей рентабельности предприятия.
      Наличие пробелов в теории и в практике связанных с оценкой показателей рентабельности делает эту проблему достаточно острой, и не требующей отлагательства, что в конечном итоге и определило тему настоящей выпускной квалификационной работы.
      Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает оценка показателей рентабельности предприятия. 
      Предмет исследования – экономические взаимоотношения между хозяйствующими субъектами в процессе оценки показателей рентабельности предприятия.
      Цель исследования состоит в  разработке управленческого решения на основе модели оценки показателей рентабельности предприятия.
      Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие основные задачи:
      – рассмотреть содержание, формы, принципы оценки показателей рентабельности предприятия;
      – исследовать особенности оценки показателей рентабельности предприятия;
      – выбрать альтернативный алгоритм оценки показателей рентабельности предприятия;
      – рассчитать показатели рентабельности предприятия;
      – выполнить анализ тенденций рассчитанных показателей;
      – разработать технологию принятия управленческого решения на основе модели оценки показателей рентабельности предприятия;
      – выполнить прогнозную оценку эффективности принятия управленческого решения на основе модели оценки показателей рентабельности предприятия.
      В теоретической части выпускной квалификационной работы рассматривается содержание, формы, принципы оценки показателей рентабельности предприятия; исследуются особенности оценки показателей рентабельности предприятия; выбирается альтернативный алгоритм оценки показателей рентабельности предприятия, включающий четыре блока: Блок 1. Структура и динамика прибыли предприятия, Блок 2. Коэффициентный анализ рентабельности предприятия, Блок 3. Маржинальный анализ прибыли предприятия, Блок 4. Факторный анализ рентабельности предприятия.
      В практической части выпускной квалификационной работы рассчитаны показатели, характеризующие  рентабельность ШЭС филиала ПАО «СУЭНКО» по выбранному алгоритму за 2013 – 2017 годы. Проанализированы тенденции показателей за рассматриваемый период. Предложена технология принятия управленческого решения на основе модели оценки показателей рентабельности предприятия, а также выполнена прогнозная оценка эффективности предложенного управленческого решения для ШЭС филиала ПАО «СУЭНКО» на 2018-2019 годы.
      Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области оценки показателей рентабельности. Нормативно-правовая и статистическая основа исследования – Федеральные законы РФ, аналитические обзоры по проблеме исследования, материалы, опубликованные в научных и периодических источниках, данные отчетности ШЭС филиала ПАО «СУЭНКО», прочие документы открытого доступа.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      


      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ     ЛИТЕРАТУРЕ
      1.1 Сущность, формы, принципы показателей рентабельности предприятия. 
      
      Главная цель финансовой деятельности – решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.
      Согласно определению Бернстайна Л.А. в издании «Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация» оценка - это процесс установления экспертом-оценщиком результатов для специфических целей [6, c.44].
      Волочко Н. в статье «Финансовые ресурсы предприятия как объект управления» в издании «Финансы. Учет. Аудит» определяет оценку как способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта [12, c.98].
      Таким образом, оценка – это процесс определения эффективности деятельности в ходе реализации задач, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.
      Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. 
      В экономической литературе даются различные толкования понятия рентабельности. Многие экономисты рассматривали вопросы, касающиеся ее экономической сущности. Следует отметить исследования основоположников политической экономии Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса. В российской экономической литературе известны посвященные проблеме рентабельности производства статьи и монографии ученых Н. А. Цаголова, B. C. Немчинова, A. M. Бирмана, В. А. Медведева и др. Тем не менее понятие «рентабельность» не имеет достаточно четкого определения, существуют различия в его толковании.
      Для того чтобы раскрыть экономическую сущность термина «рентабельность», ниже представлен проведенный анализ его понятия.
      Рентабельность (доходность) предприятия означает, что средства, полученные предприятием от реализации своей продукции, возмещают себестоимость и обеспечивают сверх того получение дохода. Рентабельность характеризует экономическую эффективность работы предприятия за определенный период времени. Наряду с рентабельностью отдельных предприятий и отраслей производства в социалистическом хозяйстве достигается высшая, недоступная для капитализма рентабельность в масштабе всего народного хозяйства. Это означает, что рентабельность определяется не с точки зрения отдельных предприятий или отраслей производства и не в разрезе одного года, а с точки зрения всего народного хозяйства и в разрезе длительного периода времени. Рентабельность отдельных отраслей и предприятий имеет подчиненное значение по отношению к народнохозяйственной рентабельности. Повышение рентабельности отдельных предприятий и целых отраслей хозяйства способствует ускорению темпов развития всего народного хозяйства [1, с. 56]. 
      Рентабельность – показатель эффективности, прибыльности работы предприятия. Различают рентабельность продукции и рентабельность капитала. Первая определяется соотношением валовой (чистой) прибыли от реализации к себестоимости реализованных услуг. Вторая – соотношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала [2, с. 48].
      Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами [3, с. 56].
      Рентабельность – основной показатель эффективности хозяйственной деятельности. Показатели рентабельности рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия [4, с. 89].
      Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы, используемого для организации своей деятельности [5, с. 56].
      Рентабельность как количественный показатель представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности [6, с. 79].
      Рентабельность – один из критериев качества управления [7, с. 151].
      Рентабельность как категория объективно существует лишь потому, что имеется другая экономическая категория – прибыль. Поэтому понятие «рентабельность» рассматривается в органической связи с понятием прибыли [8, с. 180; 9, с. 85].
      Рентабельность – это, по сути, норма прибыли, т. е. соотношение прибыли к себестоимости продукции или производственных фондов [10].
      Рентабельность (или доходность) производства означает, что выручка, полученная предприятиями от реализации продукции, возмещает себестоимость и обеспечивает сверх того получение дохода [11, с. 125].
      Рентабельность – отношение всей массы полученного чистого дохода к стоимости основных производственных фондов и оборотных средств или к полной себестоимости реализованных услуг [12, с. 115].
      Рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) - показатель экономической эффективности производства. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов и природных богатств [13, с. 205].
      Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль [7, с. 152].
      Рентабельность – прибыльность бизнеса. Рассчитывается как отношение прибыли к выручке (производственный бизнес и бизнес в сфере услуг), отношение прибыли к обороту (коммерческий бизнес и бизнес в сфере услуг), отношение прибыли к собственному капиталу (для финансового бизнеса) [13, с. 95].
      Рентабельность (от нем. rentabel – доходный) – показатель экономической эффективности бизнеса, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени. В практике используют: а) рентабельность производства, рассчитываемую как соотношение прибыли к стоимости авансированного средства (капитала). Рентабельность производства характеризует прибыльность, доходность отдельных видов производств, предприятий и более крупных систем; б) рентабельность продукции, рассчитываемую как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости. Рентабельность продукции отражает доходность отдельных видов продукции. Показатели рентабельности прямо связаны с уровнем цен и объемом производства. Основными факторами роста рентабельности является выбор наиболее эффективных методов производства, обеспечивающих снижение материалоемкости и трудоемкости производства, осуществление режима экономии во всех звеньях и по всем направлениям деятельности [14, с. 95].
      Рентабельность – относительная величина, выраженная в процентах и характеризующая эффективность использования предприятиями (организациями) в производстве материальных и трудовых ресурсов [15, с. 135].
      Рентабельность – англ. profitableness; нем. Rentabilitat. Показатель, характеризующий окончательный результат хозяйственной деятельности предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом за определенный период времени и отражающий эффективность использования авансированных средств на производство продукции [16, с. 261].
      Таким образом, анализируя все вышеприведенные определения, можно сделать следующие выводы: большинство авторов считает, что рентабельность характеризует эффективность использования ресурсов предприятия; многие авторы отожествляют понятия «рентабельность» и «доходность», «прибыльность»; рентабельность является относительным показателем интенсивности производства; на рентабельность предприятия оказывают влияние различные факторы: как внутренние, так и внешние; как результативный показатель рентабельность характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности; показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия; рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.
      Если рассматривать стоимостные и денежные формы прибавочного продукта, то можно выделить абсолютные и относительные показатели рентабельности. 
      Абсолютными показателями рентабельности является прибавочная стоимость и ее денежная форма – прибыль. 
      Относительные показатели рентабельности увязывают рентабельность с затратами труда ее обеспечивающими: норма прибавочной стоимости, а также денежные формы последней – норма рентабельности, норма прибыли и т.д. 
      В этой связи логику становления категории рентабельности следует рассматривать следующим образом: рентабельность, по мнению автора, находится в органической связи с прибавочной стоимостью, которая модифицируется в прибыль. Рентабельность выражает систему экономических отношений, в которой прибыль выступает как эффект, а факториальные издержки как затраты. 
      По формам разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованных услуг.
      Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и её реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности. 
      Рентабельность составляет основу экономического развития предприятия, так как рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива, технического переоснащения его. Поэтому в условиях рынка ориентация хозяйствующих субъектов на достижение рентабельности является непременным условием предпринимательской деятельности. Показатель рентабельности характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, представляет собой важнейший показатель оценки его производственной и коммерческой деятельности, деловой активности и финансового благосостояния.
      Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности [9, с. 35].
      Таким образом, анализируя все вышеприведенные определения, можно сделать следующие выводы: большинство авторов считает, что рентабельность характеризует эффективность использования ресурсов предприятия; многие авторы отожествляют понятия «рентабельность» и «доходность», «прибыльность»; рентабельность является относительным показателем интенсивности производства; на рентабельность предприятия оказывают влияние различные факторы: как внутренние, так и внешние; как результативный показатель рентабельность характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности; показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия; рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.
      По формам разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды.
      Как результативный показатель рентабельность основана на следующих принципах: эффективность использования имеющихся ресурсов; успех (неуспех) в бизнесе; рост (снижение) объемов деятельности; показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия; рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности. 
      Далее проанализируем особенности оценки показателей рентабельности предприятия.
      
      1.2 Особенности оценки показателей рентабельности предприятия.
      
      Функционирование предприятия в современной бизнес-среде связано, с одной стороны, с большой экономической свободой, предполагающей возможность распоряжения полученными средствами, а с другой – с ответственностью за результаты своей деятельности, обязывающей эффективно использовать имеющийся ресурсный потенциал. Оценить сложившуюся хозяйственную ситуацию возможно в процессе аналитической работы, проводимой на предприятии. 
      Первой особенностью оценки показателей рентабельности предприятия является многообразность применяемых показателей рентабельности. 
      При расчете показателей рентабельности берется какой-либо вид прибыли и делится на выручку, себестоимость или среднюю величину соответствующих активов или капитала. В российской литературе выделяют больше показателей рентабельности, чем в зарубежных изданиях. Общими показателями рентабельности для российской и зарубежной практики являются следующие: рентабельность продаж - отношение прибыли к выручке. В качестве показателя прибыли в российской практике могут выступать прибыль от продаж и чистая прибыль, в зарубежной практике - чистая прибыль, прибыль до уплаты процентов и налогов, прибыль до уплаты налогов; рентабельность активов - отношение прибыли к средней величине активов. В качестве показателя прибыли в российской практике выступает, как правило, чистая прибыль, в зарубежной практике - чистая прибыль, прибыль до уплаты процентов и налогов, прибыль до уплаты налогов; рентабельность собственного капитала - отношение прибыли к средней величине собственного капитала. В качестве показателя прибыли в российской практике выступает, как правило, чистая прибыль, в зарубежной практике - чистая прибыль, прибыль до уплаты процентов и налогов, прибыль до уплаты налогов; рентабельность инвестиций (чистых активов) - отношение прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств. В качестве показателя прибыли в российской практике выступает, как правило, чистая прибыль, в зарубежной практике - чистая прибыль, прибыль до уплаты процентов и налогов, прибыль до уплаты налогов.
      В российской учебной литературе также встречаются следующие показатели рентабельности, не характерные для зарубежной практики: рентабельность затрат - отношение прибыли от продаж к себестоимости; рентабельность внеоборотных активов - отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов; рентабельность основных средств - отношение чистой прибыли к средней величине основных средств; рентабельность оборотных активов - отношение чистой прибыли к средней величине оборотных активов; рентабельность заемного капитала - отношение чистой прибыли к средней величине заемного капитала.
      Второй особенностью оценки показателей рентабельности предприятия является применение различных методов оценки показателей рентабельности. 
      В процессе экономического анализа рентабельности функционирования субъекта экономики на основе системного подхода используются различные методы, которые можно разделить на общие и специальные.
      К общим методам относятся общенаучные методы, которые основываются на общепринятых подходах к исследованию экономических категорий: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация, наблюдение, измерение, эксперимент, формализация, системный и комплексный подход.
      Специальные методы экономического анализа рентабельности финансово-хозяйственной деятельности можно разделить на три группы: традиционные; экономико-математические; инновационные методы анализа.
      Традиционные методы анализа используются для изучения и оценки функциональной зависимости между показателями. Основными традиционными методами являются сравнение, средние и относительные величины, балансовый метод, приёмы элиминирования экономических показателей, индексный метод, группировки, приём долевого участия.
      Экономико-математические методы исследования используются при изучении стохастических систем, в которых связь между анализируемыми факторами и результативны показателем носит вероятностный характер. В экономическом анализе при исследовании эффективности используются приёмы корреляции, регрессии, математического программирования, теории игр, теории массового обслуживания, матричные и прогнозные методы анализа и др.
      Гинзбург А.И. в своём исследовании предлагает классифицировать методы анализа рентабельности следующим образом: по видам факторного анализа, который включает в себя анализ по слагаемым формулы, рентабельности отдельных видов продукции и функциональный анализ; по схеме формирования финансового результата и оценки влияния каждого из этапов анализа рентабельности на конечный результат деятельности организации; по классам рентабельности, который основан на разделении направлений деятельности организаций в соответствии с мировой практикой: текущая (основная), инвестиционная, финансовая.
      
     
     Рис. 1.2.1 Рекомендуемая классификация методов анализа рентабельности в рамках реализации системного подхода
      
      На рисунке 1.2.1 представлена авторская классификация методов анализа рентабельности деятельности организации в соответствии с целями научного исследования в рамках системного изучения индикаторов рентабельности коммерческих организаций. Рекомендуемая нами система методов анализа рентабельности хозяйствующих субъектов отличается от ранее предложенной Гинзбургом А.И. тем, что сформирована с учетом многоуровневого подхода к анализу индикаторов рентабельности на основе информационных, бухгалтерских и статистических баз, вариативности комплекса методов анализа, позволяющих реализовать системный подход, и разнонаправленности целей анализа рентабельности капитала, деятельности и продаж для достижения максимального экономического эффекта. Совокупность методов комплексного анализа рентабельности используется для ретроспективной и текущей оценки исследуемых индикаторов, что позволяет выявить тенденции и перспективы развития экономических субъектов как звена эффективной экономики на разных ступенях управления.
      Методы факторного и прогнозного анализа в купе позволяют выявить влияющие факторы, выделить резервы эффективного воздействия, разработать прогнозные модели стратегического развития
      По мнению Лапуста М.Г., Мазуриной Т.Ю., Скамай Л.Г. большое количество показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности организации, создает методические трудности их системного рассмотрения.
      Так как конечным финансовым результатом деятельности хозяйствующего субъекта является прибыль, то анализ данной категории и порядок её формирования занимает важное место в системе финансового анализа
      Следовательно, виды прибыли, которые формируют финансовый результат являются важными составными элементами аналитического исследования рентабельности.
      Выбор набора финансовых показателей зависит от субъекта, осуществляющего анализ, от сферы его интересов, доступа к источникам информации о деятельности хозяйствующего субъекта.
      Анализ финансовых результатов деятельности организации, как база оценки рентабельности организации, опирается на информацию, содержащуюся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности в отчете о финансовых результатах. При этом абсолютная величина прибыли не может служить полной оценкой рентабельности организации.
      Мы согласны с мнением Усенко Л.Н., Удаловой З.В. По их мнению, наряду с величиной прибыли, показатели рентабельности правдиво характеризуют финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта, потому что их величина отражает отношение полученного эффекта к ресурсам, вовлечённым в процесс производства и реализации продукции. Показатели рентабельности используются для оценки инвестиционной и ценовой политики.
      Третьей особенностью оценки показателей рентабельности предприятия являются трудности в использовании и экономической интерпретации показателей рентабельности. 
      Как показывает рассмотрение различных публикаций существуют некоторые трудности в использовании и экономической интерпретации показателей рентабельности: в настоящее время при формировании финансовой информации используется не кассовый метод, а метод начислений, то есть полученные доходы учитываются на момент отгрузки продукции, а не в момент оплаты, а произведённые затраты на день начисления данного вида расходов, а не на момент списания денежных средств со счета; большинство хозяйствующих субъектов в практике формирования финансовой отчетности стремятся использовать схемы оптимизации налогообложения, что приводит к занижению прибыли или к намеренному искажению с целью снижения налогооблагаемой базы; прибыль является расчетным показателем, а не денежными средствами, которые можно использовать для наличных расчетов. Прибыль может отличаться от реальной величины денежных средств на ряд показателей.
      При этом Пятов М.Л. в своей статье отмечает, несмотря на тот факт, что прибыль фирмы не равнозначна сумме полученных денег и не является разностью между всеми полученными доходами и понесенными расходами, всё же является индикатором успешности её деятельности.
      Вследствие перечисленных проблем на фоне большого объёма прибыли, указанного в финансовых документах и высокого уровня рентабельности, в организации может наблюдаться недостаток денежных средств. В то же время при небольшом объёме прибыли и низком уровне рентабельности, может наблюдаться достаточно устойчивое финансовое положение. Данный парадокс должны учитывать субъекты аналитического исследования.
      Четвертой особенностью оценки показателей рентабельности предприятия является множественность методик факторного анализа показателей рентабельности, которые существенно различаются по своему содержанию.
      Определение возможностей роста эффективности, а также разработка вариантов соответствующих управленческих решений определяется с помощью анализа показателей эффективности, которая предполагает проведение исследования, осуществляемое в рамках применения таких приемов анализа, как факторное моделирование, элиминирование, т.е. способ цепных подстановок, способ абсолютных разниц (отклонений), являющийся модификацией способа цепных подстановок и др. 
      В современных публикациях предлагается множество детерминированных моделей факторного анализа показателей эффективности, которые иногда существенно различаются по своему содержанию. Модели, построенные на основе информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, представляются весьма продуктивными, так как отражают процесс формирования показателей эффективности, учитывают возможное многообразие фактов, операций, условий функционирования туристских предприятий. Основной целью деятельности предприятия в рыночных условиях является поиск оптимальных управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли, относительным выражением которой являются показатели рентабельности. Показатели рентабельности как любые относительные показатели представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий. Проблематика применения аналитических процедур в этой области заключается в том, что авторами предлагаются различные подходы к формированию не только базовой системы показателей, но и методик анализа показателей рентабельности. Кроме того, очень незначительное внимание уделяется факторному анализу рентабельности. Поэтому на практике (например, в аудите в рамках сопутствующих услуг или в управленческом учете при формирование решений на базе ретроспективного анализа) возникают определенные сложности. Содержание основного источника информации для анализа рентабельности в составе финансовой отчетности (форма № 2 «Отчет о финансовых результатах») будет существенно различаться по содержанию в зависимости от типов предприятий. 
      Тем не менее, при всех методологических трудностях, самое главное достоинство показателей рентабельности - они практически не подвержены инфляции, так как являются относительными величинами.
      Таким образом, анализ рентабельности является целевым направлением экономического анализа, имеет свой объект и предмет исследования, опирается на присущую ему методику анализа, требующие развития системного понимания для целей успешного развития экономики региона и национальной экономики в целом. 
      При этом были выделены следующие особенности оценки показателей рентабельности. К данным особенностям относятся: во-первых, многообразность применяемых показателей рентабельности; во-вторых, применение различных методов оценки показателей рентабельности; в-третьих, трудности в использовании и экономической интерпретации показателей рентабельности; в-четвертых, множественность методик факторного анализа показателей рентабельности, которые существенно различаются по своему содержанию.
      
      1.3 Выбор альтернативного алгоритма оценки показателей рентабельности предприятия.
      
      Необходимо отметить, что, признавая значимость анализа рентабельности, методика расчета и совокупность используемых коэффициентов в анализе рентабельности, по мнению разных авторов различаются.
      Таблица 1.3.1
      Показатели рентабельности организации, рекомендуемые ведущими российскими аналитиками
Показатель
Экономическая
характеристика
Другие названия в экономической литературе
1. Рентабельность активов
Отражает величину прибыли, которая приходится на 1 руб. вложенных активов
1. Экономическая рентабельность
2. Коэффициент экономической рентабельности
3. Рентабельность совокупных активов
4. Доходность капитала.
5. Рентабельность предприятия
2. Рентабельность собственного капитала
Отражает величину прибыли, которая приходится на 1 руб. собственных средств, то есть вложенных инвесторами в капитал
1. Коэффициент финансовой рентабельности
2. Рентабельность капитала
3. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли
3. Рентабельность производства
Отражает величину прибыли, которая приходится на 1 руб. расходов на производство (продажу) продукции
1. Затратоотдача
2. Рентабельность расходов
3. Рентабельность текущих затрат
4. Рентабельность основной деятельности
5. Рентабельность затрат
6. Рентабельность окупаемости издержек
4. Рентабельность продаж
Отражает величину прибыли, которая приходится на 1 руб. выручки от продаж
1. Коэффициент коммерческой рентабельности
2. Рентабельность оборота
3. Рентабельность продаж по прибыли от продаж
4. Рентабельность основной деятельности
      Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности организации, по мнению Шеремета А.Д., являются именно показатели рентабельности». По мнению Алексеевой А.И., Васильева А.И., Ушвицкого Л.И. показатели рентабельности необходимо отнести к финансовым коэффициентам, которые позволяют увидеть изменения в результатах хозяйственной деятельности и раскрыть проблемы организации, а также указать возможности их разрешения.
      Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. отмечают, что управленческие решения должны основываться на выявлении и использовании небольшого количества наиболее значимых параметров, которые характеризуют производственную, инвестиционную, финансовую деятельность организации в текущем и прогнозном разрезе. При его расчете в знаменателе должна использоваться средняя величина активов организации, а в числителе прибыль до налогообложения. Это объясняется тем, что активы должны накапливать прибыль, объём которой позволит решить внутренние задачи и выполнить обязательства организации перед фискальными органами.
      Подобной точки зрения придерживаются Артёменко В.Г., Остапенко В.В.1, Гиляровская Л.Т., Гинзбург А.И. В свою очередь Донцова Л.В., Ефимова О.В., Жарылгасова Б.Т., Парушина Н.В., Савицкая Г. В. указывают чистую прибыль организации.
      При этом Вахрушина М.А., Маркарьян Э.А., Пласкова Н.С., Шеремет А.Д. считают, что.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.